Преодоление водных преград

Техника преодоления естественных препятствий при движении по морскому льду

Преодоление участков торошения

Отдельные гряды торосов преодолеваются по обнаруженным проходам или на наименее трудоемких направлениях. Движение группы одновременно по нескольким проходам допускается лишь в том случае, если это по общей обстановке на маршруте не осложняет управление группой.

На особо сложных участках возможно движение без лыж, вначале с рюкзаком, а затем с санками.

Поля торошения, если возможно движение на лыжах, преодолеваются группой в одной колонне, поскольку после прохождения 1-2 человек путь становится несколько проще. При необходимости двигаться пешком, также целесообразно идти колонной.

До перехода на "челнок" стоит пробовать идти пешкам с рюкзаком и санками, но с лыжами, закрепленными на рюкзаке. Только испробовав и этот способ передвижения, следует переходить на "челнок".

Опыт показывает, что при движении по обширным однообразным полям торошения не стоит в поисках лучшего пути, сильно отклоняться от генерального направления или излишне петлять.

Это только удлиняет путь и сводит на нет некоторый выигрыш в технической сложности пути. В любом конкретном случаев необходимо правильно и быстро оценить обстановку, чтобы избрать наиболее рациональный путь движения.

"Живые" торосы, т.е. гряды торосов во время подвижек льда, преодолеваются без каких-либо особенностей, однако необходимо быть более внимательным, поскольку падение человека, заклинивание санок или лыж в момент подвижек льда могут привести к серьезным травмам или потере снаряжения.

Если препятствие представляет определенную сложность в его преодолении - необходима подстраховка. Обязательно следует учитывать характер подвижек: сжатие, боковое перемещение или разряжение

В последнем случае необходимо быть особенно внимательным, поскольку образующаяся трещина может разделить группу, а находящийся в зоне подвижки участник может оказаться в воде.

Наиболее трудоемкими, как правило, являются молодые торосы однолетнего льда толщиной 20-50 см, поскольку очень часто занимают внушительные пространства.

До тех пор, пока поля такого торошения не смерзнутся настолько, что смогут выдерживать человека без лыж, или же их не занесет снегом, движение по ним очень трудоемко

Преодоление водных преград

Узкие трещины шириной до 1м: преодолеваются на лыжах путем перешагивания. Предварительно необходимо убедиться в надежности краев ледяных полей, состоящих из уплотненных снежных надувов. Внезапное их разрушение под весом лыжника неизбежно приведет к падению. Санки вначале подтягиваются к краю, а затем резким рывком перетягиваются на противоположный "берег" трещины.

Трещины шириной 1-1,5м: преодолеваются с использованием мостика из лыж, перекинутых через трещину скользящей поверхностью вверх. Для их установки необходимо выбрать удобное надежное место с прочными краями льдин. Лыжи укладываются вплотную, 4-6 шт. Двигаться по "мостику" можно на лыжах, с полной выкладкой и с санками. Для предотвращения соскальзывания санок с моста нужна подстраховка.

Более широкие трещины с открытой водой не преодолеваются. Опыт показывает, что в радиусе нескольких десятков метров, как правило, найдется участок, где трещина сходится до необходимых размеров.

Трещины шириной 3-5м, покрытые тонким льдом, не выдерживающим веса человека, могут быть преодолены с использованием "фашин" из лыж. Для этого лыжи, предварительно привязанные страховочной веревкой, укладываются на лед перпендикулярно движению (вдоль трещины) на расстоянии не более 50см друг от друга. Лыжники без санок, а в случае необходимости и без рюкзаков, поочередно преодолевает трещину. Санки и рюкзаки, закрепленные на санках, переправляются через трещину на веревке.

Движение по тонкому льду

Прежде чем начинать движение по тонкому льду необходимо убедиться в его прочности. Предварительно прочность льда можно оценить по его цвету. Чем темнее лед, тем он тоньше. С нарастанием толщины льда на его поверхности появляются живописные кристаллы соли, по густоте которых можно судить о прочности льда. Однако следует учитывать, что визуальной оценки состояния льда для выхода группы на ненадежный участок недостаточно.

Наиболее простым и вместе с тем достаточно эффективным способом проверки крепости льда можно считать резкий энергичный удар штыком лыжной палки. В том случае, если лед не пробивается насквозь и штычок не углубляется более чем на 3-4 см - можно двигаться с грузом и с санками всей колонной, обеспечивая интервал 15-25 м.

Если при ударе лед не пробивается насквозь, но штычок проникает вглубь на всю его длину (6-7 см) до кольца, значит лед эластичен. При движении по нему возможны сильные прогибы. В целях безопасности интервалы между лыжниками следует увеличить, а в начале или в конце опасного участка выставить страхующих (без рюкзаков и санок).

В том случае, если лед пробивается лыжной палкой, т.е. его толщина не более 4-6 см, движение возможно лишь в исключительных случаях с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Желательно использовать метод с применением "фашин". Перед выходом на ненадежный лед необходимо ослабить лямки рюкзака, проверить простоту сбрасывания буксирного пояса с санками, убедиться в надежности крепления лыж. Однако, в случае проваливания, следует иметь в виду, что рюкзак и санки некоторое время сохраняет плавучесть.

Если группа неожиданно вышла на лёд, который перестает выдерживать нагрузку и прогибается все сильнее, категорически нельзя замедлять движение и сокращать интервал между идущими. Идущий впереди должен срочно подать условный знак о ситуации и плавно, по закругленной «траектории», развернуться в обратном направлении до выхода на более надежный лед. Во время движения необходимо выбирать участки более светлого льда, участки наслоения или "вкрапления" мелких осколков более старого льда.

Особую осторожность необходимо проявлять при спуске со старого ледяного поля на молодой неокрепший лед или при выходе с него. Объясняется это тем, что эластичность тонкого льда, за счет чего он выдерживает вес человека, резко нарушается на границе с более толстым льдом, уже потерявшим эластичность. Особенно опасно ставить лыжу на тонкий лед вдоль кромки толстого, концентрируя тем самым нагрузку на наиболее ненадежном участке молодого льда. Двигаться следует равномерно, без резких рывков или толчков и без остановок. В наиболее опасных местах необходимо организовывать страховку.

Преодоление участков открытой воды

Каналы и разводья шириною до ста метров открытой воды или «сала», могут преодолеваться с использованием плавсредств (надувных лодок). Прежде, чем принимать решение об организации переправы, необходимо провести тщательную разведку в поисках возможных проходов, а также в целях выбора наиболее удобного места для организации подготовки к переправе.

Необходимо правильно определить скорость и направление взаимного перемещения «берегов», поскольку, в случае расширения разводьев, от организации переправы лучше отказаться, поскольку велика вероятность, что имеющегося запаса веревок, предназначенных для организации переправы, не хватит, и ситуация серьезно осложнится.

В случае сближения «берегов», что определяется по встречному наслоению молодого льда, образующегося в полынье, полезно рассчитать примерное время, за которое полынья сможет закрыться. Для этих целей удобно использовать бинокль со встроенным лазерным дальномером. В последние годы такие приборы появились в открытой продаже.

В том случае, если идет интенсивное сближение, целесообразно сделать короткий привал и отдохнуть, после чего по сомкнувшимся льдам преодолеть препятствие.

Решение о проведении переправы принимается лишь при условии хорошей видимости, когда на противоположном берегу можно выбрать удобное место для выхода на лед. В случае, если решение принято, действия группы, следующие:

  • 2-3 человека накачивают лодку, готовят ее к переправе, готовят две 200-250- метровые бухты веревки (O 6 мм, желательно из кевлара), предназначенной для устройства «парома»;
  • 2 человека готовят место для спуска лодки, в тонком «прибрежном» льду проделывают необходимый проход для выхода на чистую воду и пр.;
  • остальные участники готовят рюкзаки, санки лыжи для переправы.

В первый рейс идут два человека (в случае использования 3-х местной лодки ЛАС-3М). В лодке два рюкзака, одна пара лыж, используемых в качестве весел. На дно уложены 2-3 полиуретановых коврика для предохранения лодки от повреждения санками, лыжами, лыжными палками.

Первая пара, пристегнув карабином к обвязке лодке конец веревки одной из бухт, пробивает канал в «сале» или ниласе (тонком льду), и переправляется через полынью. Достигнув противоположного берега, люди выходят из лодки, и, закрепив на ней конец веревки второй бухты, отпускают разгруженную лодку, а оставшиеся на исходном берегу люди подтягивают ее к себе. В это время двое переправившихся членов группы обрабатывают место для более удобного и безопасного выхода. Таким образом, паромная переправа готова и все последующие рейсы не требуют гребли. Необходимо лишь остерегаться ударов о льдины, уклоняясь от них при движении в битом льду полыньи.

В последние годы лыжниками успешно применяются специальные индивидуальные гидрокостюмы, одеваемые поверх одежды, с помощью которых преодолеваются небольшие водные преграды. Конструкция современных санок-волокуш также обеспечивает достаточную герметичность, что позволяет преодолеть водную преграду без намокания снаряжения, продуктов и других грузов.

Вместе с тем, опыт длительных автономных лыжных переходов по морским льдам, совершенных группами ЭЦ «Арктика» в 90-х годах, позволяет сделать вывод о том, что при составе группы 10 и более человек применение как надувных лодок, так и индивидуальных гидрокостюмов для преодоления водных преград неоправданно, а в некоторых случаях и опасно. Как правило, двигаясь в обход вдоль водной преграды в течение не более 1-1,5 часов, удается найти ледовые перемычки или «мостики», по которым можно преодолеть водную преграду.

Действия при проваливании участника в воду

В случае если участник оказался в воде, требуется немедленное оказание помощи. Наиболее сложной ситуацией является проваливание человека при движении по тонкому льду, поскольку на молодом эластичном льду спасателям невозможно длительное время находиться без движения. Лед обязательно прогнется и вслед за этим проломится. Как правило, помощь оказывают члены группы, находящиеся ближе к пострадавшему. Ввиду этого 2-3 человека, сбросив рюкзаки и отстегнув санки-волокуши начинают осторожно, с использованием фашин из лыж подошедших членов группы, двигаться в направлении провалившегося. Как правило, одному, а то и двум спасателям необходимо лечь на лед и по-пластунски подползти как можно ближе к образовавшейся полынье и протянуть пострадавшему лыжные палки, сцепленные кольцо-в-кольцо. Длина их в таком виде достигает до 3 м. Остальные подстраховывают ползущего, держа его за ноги.

Провалившемуся необходимо освободиться от рюкзака, отстегнуть санки, постараться положить палки перед собой на лед, и опираясь на них, держась за протянутые спасателями лыжные палки, выбираться на лед. Как правило, на молодом тонком льду выбраться из полыньи удается не сразу, а только проломав «канал».

Во избежание потери лыж желательно не делать под водой резких движений ногами. Лучше повернуться боком, чтобы была возможность руками дотянуться до носков лыж и направить их в полынье так, чтобы они не цеплялись за льдины. Были случаи, когда провалившийся терял не только лыжу, но и ботинок с бахилой. К счастью, лыжа с ботинком застряла в ледяной каше и ее удалось достать.

По окончании «спасательных работ» необходимо полностью переодеться. Если купание было продолжительным и позволяет ледовая обстановка, лучше поставить палатку, приготовить горячего чая. Если ощущается сильное переохлаждение пострадавшего – поместить его в спальный мешок, сделать согревающий массаж.

Исходя из опыта, купание до 5-7 минут не влечет серьезных последствий. Своеобразный «рекорд» был установлен, когда пострадавший находился в воде около 12 минут, поскольку для его спасения потребовалось использовать надувную лодку. Переохлаждение было значительное, но также без последствий для пострадавшего. Иногда складывается ситуация, когда обстановка не позволяет не только поставить палатку, но и переодеться и приходится продолжать движение, покрываясь «ледяным панцирем». При энергичной ходьбе даже в таком состоянии удается разогреться, а переодеваться спустя 40-50 минут, после выбора места для установки палатки

Следует иметь в виду, что пытаться просушить (выморозить) можно только одежду из синтетических материалов. На это может уйти до нескольких дней. На шерстяные, меховые или хлопчатобумажные вещи лучше вообще время не тратить. После купания в соленой воде они всегда будут влажными.

2015 © ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Дизайн