07 июня 2019

Хатангское чудо света

Ежегодно к началу весны в Хатанге появляется уникальное сооружение –ледозащитная дамба. Уникальность ее в том, что на сегодняшний день онаединственная в мире, как утверждают хатангские портовики.

Значение ее для Хатанги трудно переоценить. Главное предназначение рукотворногосооружения – защита хатангского флота во время весеннего ледохода - всеплавсредства на этот период укрываются за надежной «спиной» дамбы. 

Создание такого объекта – вынужденная мера. Необходимость его обуславливаетсятем, что в хатангском порту нет удобного природного затона, который можно былобы использовать для стоянки судов в опасные периоды. 

Столь романтичное сооружение в готовом виде представляет собой прозаический огромныйпараллелепипед длиной чуть более двухсот и шириной около тридцати метров.Высота ее соизмерима с высотой трехэтажного здания и составляет порядка десятиметров.

Строительство дамбы - процесс трудоемкий, последовательный, требующийскрупулезного выполнения выработанных годами технологических норм. Онначинается в ноябре и заканчивается к концу марта – началу апреля. За пятьмесяцев в сооруженный из металлических щитов каркас перекачивается порядка 60тысяч кубометров воды – постепенно, слой за слоем. Вода, замерзая, ипревращается в ледяной айсберг. По мере наращивания дамбы опалубкаприподнимается все выше и выше. Необходимо достичь высоты, превышающей самыймаксимальный предполагаемый уровень поднятия воды во время паводка и ледохода,чтобы не допустить перехлеста льдин поверх дамбы. Иначе ее строительство лишеносмысла. 

Удивительно, но, несмотря на трудоемкость процесса, на строительстве дамбы, какправило, задействованы всего два человека.
Конечно, работа на дамбе не из легких. Единственное, что утешает мастеров –чувство гордости за свой труд, когда воочию видишь, как с каждым днем вырастаеттворение собственных рук, когда ощущаешь его значимость и уникальность.

Пять месяцев упорного, кропотливого труда только для того, чтобы это хатангскоечудо света осуществило свою защитную миссию в течение каких-то двух-трехдней. 

Преддверие ледохода - очень сложный и тонкий момент. Он вынуждает портовиковбыть предельно внимательными, чтобы не пропустить время для передислокациистоящих на глубине судов, за построенный ледяной щит. Это делается оченьоперативно. До того, как послышится треск первой льдины, и начнется мощноешествие ледовых полей к морю. Вот здесь и выполнит свое предназначениехатангская дамба.

Н.Ковальчук


2015 © ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Дизайн